Как проходит самодиагностика бортового оборудования автомобиля

1 год назад
Термин On-Board Diagnostic (OBD) используется для обозначения самодиагностики бортового оборудования, установленного на автомобиле. За этой аббревиатурой необходимо также видеть понятие, которое обозначает стандарт диагностики и контроля двигателя автомобиля, а еще частей шасси и вспомогательных устройств.
 
Стандартом установлены определенные сигналы и распиновки разъема диагностики. Уже существует стандарт OBD-II, который разработали в организации Society of Automotive Engineers (SAE) США. Его утвердили в Environmental Protection Agency (EPA) в 1996 году. Чуть ранее внедрили стандарт OBD-I. Однако он не смог получить широкого распространения. 
 
К тому времени, как разработали OBD-II, были известны три основных протокола, с помощью которых осуществлялся обмен данными между бортовым электронным оборудованием, установленным на автомобиле, и самыми разными диагностическими сканерами. Все три вошли в OBD-II.
 
Все производители Европы, как и львиная доля производителей Азии, применили стандарт ISO 9141. General Motors использовал SAE J1850 VPW (Variable Pulse Width Modulation). Fords использовал SAE J1850 PWM (Pulse Width Modulation). Чуть позже появился ISO 14230. Это более совершенный вариант ISO 9141. Он известен в качестве KWP2000. 
 
Европейцы в 2001году приняли EOBD (enhanced) расширенный OBD стандарт. Главное преимущество его заключается в том, что есть высокоскоростной CAN (Controller Area Network) шины. Название CAN-шина зародилось в недрах компьютерной терминологии, поскольку создавали этот стандарт в далеких восьмидесятых годах компании BOSCH и INTEL. Создавали его в качестве компьютерного сетевого интерфейса бортовых мультипроцессорных систем реального времени. 
 
CAN-шина — это двухпроводная последовательная асинхронная шина, у которой равноправные узлы. Это шина, в которой подавляются синфазные помехи. Для CAN характерна высокая скорость передачи. Она у нее намного больше по сравнению с другими протоколами. 
 
Для нее также характерна и высокая помехоустойчивость. Для сравнения: ISO 9141, ISO 14230, SAE J1850 VPW обеспечивают скорость передачи данных 10.4 Kbps; SAE J1850 PWM обеспечивает скорость передачи данных – 41.6 Kbps, а ISO 15765 (CAN) обеспечивает скорость передачи данных 250/500 kbit/s.
 

Определение совместимости

 
Как определить совместимость какого-либо автомобиля с протоколом обмена данными ISO9141-2? Проще всего это сделать по колодке диагностики OBD-2. Если есть определенные выводы, то они свидетельствует о конкретном протоколе обмена данными. 
 
Возьмем протокол ISO9141-2. Производитель Азия – Acura, Honda, Infinity, Lexus, Nissan,Toyota и прочие. Производитель Европа – Audi, BMW, Mercedes, MINI, Porsche, некоторые модели WV и прочие ранние модели Chrysler, Dodge, Eagle, Plymouth. 
 
Идентифицируется, если есть контакт 7 (K-line) в диагностическом разъеме. Используемые выводы – 4, 5, 7, 15, хотя 15 может не быть, как и 16. ISO14230-4 KWP2000 (Daewoo, Hyundai, KIA, Subaru STi и некоторые модели Mercedes) аналогичны ISO9141. 
 

Что можно порекомендовать при подключении адаптеров? 

 
Чтобы не совершить ошибок, перед тем, как сделать подключение, необходимо тестером вызвонить постоянные массы и +12V. Обычно адаптер ломается после того, как неправильно подключена масса. Если еще точнее сказать, то критичным является отрицательное напряжение на К-линии. 
 
Замыкание и на массу, и на +12В не приводят к тому, что выходит из строя К-линия. В адаптере предусмотрена защита от переполюсовки. Однако представим, что будет, если сделать подключение минусового провода к какому-нибудь исполнительному механизму, скажем, на бензонасос, не на массу, а К-линию включить на массу? 
 
В таком случае мы имеем единственно опасный вариант отрицательного напряжения на К-линии. А сжечь К-линию никаким образом не получится, если питание (масса) подключено правильно. Скажем, прямо на аккумулятор. Очень часто в автомобиле стоит подобная микросхема драйвер К-линии. При этом она включена всегда правильно. И сжечь контроллер невозможно, как ни включай. 
 
Линия L менее защищена. Она представляет собой параллельный канал на отдельных транзисторах. Ошибочное подключение на плюс питания допускать никак нельзя. Если в планах не предусмотрено использование двунаправленной L линии, то вывод лучше сделать изолированным. В подавляющем большинстве автомобилей, в том числе и отечественных, диагностику выполняют лишь по К линии.
 
Диагностика производится тогда, когда зажигание включено. Можно порекомендовать следующую последовательность подключения. 
 
Подключаем адаптер к персональному компьютеру. Потом подключаем адаптер к ботовому контроллеру в следующем порядке: масса, +12 В, линия К, линия L (по необходимости). Включаем персональный компьютер. Включаем зажигание или заводим двигатель. Причем, когда заводим двигатель, имеем множество параметров его работы. Они доступны. Процесс отключения необходимо производить в обратном порядке.
 
Если используется обычный стационарный компьютер, то необходимо применять розетки с заземлением. Необходимо помнить о том, что в сырых помещениях довольно часто импульсные источники питания персонального компьютера пробивают на корпус. Это ведет к повреждению оборудования. Может быть поврежден и бортовой контроллер автомобиля. Ко всему есть немалый риск и для человека быть пораженным электрическим током.
 

Оставьте комментарий

Попробуйте наше приложение


Наш канал в Yandex.Zen
Похожие статьи