Что такое роботизированные автомобили. Часть 1
В эту категорию также входят виды автомобильных средств, которые роботизированы частично. Скажем, они могут двигаться без участия водителя в составе колонны. Они также могут сами перемещаться на длинных участках шоссе, не выполняя маневры. То есть они сохраняют полосу движения и выдерживают заданную скорость с учетом внешней среды.
Подключение водителя к процессу управления в таких случаях возможно, но только тогда, когда нужно выполнить обгон или свернуть с трассы. Водитель подключается и в некоторых других случаях.
Добавим, что существует и такое направление, как роботизированный общественный транспорт. Его задача – выполнение автоматического движения. Маршрут в этом случае хорошо изучен. Здесь процесс несколько проще, нежели процесс, когда автопилот управляет средством передвижения в любых условиях и везде.
С какой целью создают робомобили?
- Они освобождают человека от определенной задачи – управлять транспортными средствами в рутинных ситуациях. Скажем, тогда, когда долго нужно передвигаться в пробках, по автомагистралям и в целом в привычном цикле движения какого-либо города.- Они снижают аварийность. Ведь много аварий происходит из-за «человеческого фактора». Робомобили должны существенно снизить аварийность на дорогах. Возможно, что это прогнозы из категории слишком оптимистичных. Ведь роботы-автопилоты наверняка будут совершать свои, характерные для роботов ошибки.
- Они улучшают экономику применения транспорта. Экономится топливо. Исключаются «левые рейсы». Не допускается применение техники круглые сутки.
- Они позволяют экономить на формировании инфраструктуры автодорог. Роботы-водители не нуждаются, например, в разделительных полосах и барьерах. Для них может быть разметка виртуальная.
Основные направления развития робомобилей
На сегодня существует три основных направления развития робомобилей: умные системы помощи водителю, системы телеуправления машиной, автопилот/ИИ для того, чтобы заменить водителя-человека.1. Умные системы помощи водителю
Когда покупаешь автомобиль, то, конечно, цена – определяющий фактор. А сейчас является важным ко всему и наличие систем, которые помогают водителю. Например, стало выше значение систем удерживания автомобиля в выбранной полосе. Как и автоматического экстренного торможения.
Компания Bosch изучила статистику регистрации новых автомобилей. Так было установлено, что каждая пятая «легковушка» уже имеет подобные системы. Для сравнения скажем, что в 2013 году системы помощи были лишь в каждом десятом автомобиле, сошедшем с конвейера.
Если бы каждая машина имела систему автоматического экстренного торможения, то можно было бы предотвратить до 72% ДТП, связанных с наездом на автомобиль сзади. А с помощью системы поддержки движения по выбранной полосе удалось бы предотвратить до 28% ДТП, когда водители съехали со своей полосы. А ведь в обоих случаях страдают люди.
Системы помощи водителю стали популярными. Например, автоматическая система экстренного торможения предусмотрена рейтингами программы оценки безопасности новых автомобилей Euro NCAP.
С 2016 года новый транспорт оснащается системой предотвращения столкновения с пешеходом. Производитель в этом заинтересован. Ведь он ему нужна высшая оценка в 5 звезд. Все больше современных легковых автомобилей оснащаются датчиками. Они отслеживают параметры пространства вокруг. Это стало закономерным. Ведь изменились нормативы испытаний. Постоянно снижается стоимость.
Каждый четвертый легковой автомобиль, который сошел с конвейера, способен определить, когда устает водитель.
Какие еще «умные» системы уже внедряются
[4]Новых автомобилей, которые оснащены системой распознавания дорожных знаков, а также системой распознавания сонливости водителя, становится все больше. По сравнению с 2013 годом эти показатели увеличились на 2%.
Так, 6% всех авто, прошедших регистрацию в 2014 году, способны, используя видеокамеру, распознать определенные дорожные знаки на дороге. Полученная информация в виде символов появляется на приборной панели. Водитель ее изучает, оценивает сложность навигации по дорожным знакам.
В 2014 году систему, определяющую степень усталости автмобилиста, имел каждый четвертый новый автомобиль. Используя датчик угла поворота рулевого колеса и электрический усилитель руля, система исследует поведение человека за рулем и выявляет первые признаки сонливости.
Система оперативно регистрирует резкие маневры руля и с учетом дополнительных параметров, например, время дня и продолжительность поездки, определяет, насколько сильно хочет спать водитель. И перед тем, как водитель успевает заснуть, делает ему предупреждение: еЕму нужно остановиться отдохнуть.