Как подать жалобу на нарушителя ПДД?

2 месяца назад

1.В какие инстанции жаловаться?
2.Особенности порядка онлайн-обращения
3.Возможно ли анонимное обращение в ГИБДД
4.Как направить заявление онлайн (инструкция)
5.Если подать письменную жалобу
6.Что происходит дальше?
7.В какие сроки рассмотрят жалобу

На каждого из нас ложится ответственность за то, насколько безопасным является движение по российским улицам и дорогам. И неважно, к какой категории мы принадлежим – водители, пассажиры или пешеходы. А это означает, что ни одно нарушение не должно оставаться незамеченным. Более того, должно неизбежно последовать наказание нарушителя.

Добиться этого под силу каждому из нас, что в итоге обеспечит безопасность на дороге. Однако следует при этом знать, как правильно обращаться с жалобами в ГИБДД. Сегодня есть множество законным способов сделать это, в том числе и онлайн. Но сам процесс имеет подводные камни, определенные технические и правовые тонкости, о которых следует знать.

И, прежде всего, следует узнать, какая существует нормативная база, регулирующая возможности, порядок и способы обращения с жалобой на нарушителей Правил дорожного движения (ПДД). Два правовых акта можно назвать базовыми. Это:

- ФЗ-59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года;

- Приказ МВД России № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 12 сентября 2013 года.

Именно на эти нормативные документы (в самой свежей редакции) следует опираться при написании и подаче жалобы по поводу нарушения ПДД.

ВАЖНО! И начать следует с того, что такая жалоба с точки зрения правовых норм является «заявлением». А вот «жалобу» можно написать только в том случае, если вы обжалуете уже вынесенное постановление ГИБДД.

В какие инстанции жаловаться?

Адресатом для ваших обращений по всем случаям нарушения ПДД является ГИБДД. Именно эта структура в системе правоохранительных органов отвечает за порядок на дорогах.

ВАЖНО! Только сотрудники ГИБДД как составной части МВД вправе привлечь кого бы то ни было за нарушения на дорогах и определить меру наказания (выписать штраф, лишить прав, подвергнуть аресту).

Но сделать они могут это только после обращения гражданина, возможного в двух формах:
- при помощи глобальной сети на официальном сайте ГИБДД в режиме онлайн;
- при помощи стандартного заявления в бумажной письменной форме, которое подается в ближайшей структуре ГИБДД.

Особенности порядка онлайн-обращения

При обращении на сайт ГИБДД необходимо обеспечить соответствующую доказательную базу. Обычного сообщения о факте нарушения ПДД часто бывает недостаточно, даже если в тексте указаны идентифицирующие данные. Привлечь нарушителя только с чьих-то слов очень маловероятно. Нужны фотографии либо видеосъемка.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СНИМКОВ

Практика показывает, что фотографий также может быть недостаточно, поскольку они не всегда признаются неопровержимым доказательством. Привлечение к ответственности на основании только снимков возможно не всегда.

Некоторые нарушения на фото просто не фиксируются. Например, это относится к превышению скорости движения или нарушению правил парковки и стоянки. Водитель всегда может заявить о том, что он в данный момент не стоял, а двигался.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕО

Вероятность привлечения нарушителя к ответственности возрастает, если использовать видеозапись, снятую на автомобильный регистратор. Обязательное требование – на записи должны быть видны госномера автомобиля и лицо водителя. Если жалоба касается действий пассажира, то должно быть видно его лицо. Это позволит идентифицировать нарушителей.

ВАЖНО! Лишь фотография или видеозапись нарушения, представленные гражданином с активной позицией, не всегда являются достаточным основанием для привлечения к ответственности собственника автомобиля.

В первую очередь это касается частного легкового транспорта. Твердым основанием для гарантированного привлечения к ответственности в соответствии с законом является лишь официальная камера автофиксации.

При отсутствии автофиксации нарушения владелец автомобиля, на действия которого вы подали жалобу, при посещении ГИБДД вправе заявить, что за рулем находился не он, либо вообще воспользоваться полномочиями статьи 51 Конституции РФ и отказаться от дачи показаний против себя. Привлечь нарушителя к ответственности в подобной ситуации достаточно сложно.

Однако наличие у заявителя фото- и видеодоказательств могут быть гораздо эффективнее, если речь идет о нарушениях со стороны водителей общественного пассажирского транспорта. В этой ситуации легко проверить, где водитель определенного рейсового автобуса находился в момент зафиксированного заявителем нарушения ПДД. То же самое относится к водителям других машин, которые принадлежат юридическим лицам.

Возможно ли анонимное обращение в ГИБДД

Ответ на этот вопрос зависит от того, что именно считать анонимностью и какова цель заявителя. Также многое зависит от того, как будет продвигаться ход расследования по вашему заявлению.

По большому счету, обращение на сайт ГИБДД фактически является анонимным. Вы не проходите там верификацию, а просто указываете свои имя и фамилию вместе с адресом электронной почты. Только от заявителя зависит, какие именно ФИО он указывает. Если вы чего-то опасаетесь, они могут быть и вымышленными.

Если для дальнейшего расследования нарушения достаточно приведенных вами фактических данных, то анонимность не помешает правоохранительным органам. Если же для привлечения нарушителя к ответственности потребуются ваши свидетельские показания, то персональные данные утратят анонимность. Придется показания дать лично. Если же ГИБДД не сможет выйти на вас из-за вымышленных данных, то результатов никаких не будет.

ВАЖНО! Помните о том, что статья 25.1 КоАП РФ дает потенциальному нарушителю прав знакомиться со всеми материалами возбужденного дела. Если там есть ваши подлинные персональные данные, нарушитель получит к ним доступ.

Еще один момент, о котором следует помнить при обращении в ГИБДД с информацией о нарушении. Даже при наличии фото и видео привлечь к ответственности пешехода активный гражданин практически не сможет. Дело в том, что его невозможно идентифицировать просто по фотографии – у него же нет госномеров, как на автомобиле.

Как направить заявление онлайн (инструкция)

Для того чтобы это сделать, достаточно просто иметь доступ в Интернет. Для людей, которые хорошо ориентируются в глобальной сети, это не представить большой трудности.

Откройте официальный сайт ГИБДД. Найдите раздел по приему обращений граждан. Там есть инструкция, как и что делать далее. В принципе этого достаточно для правильных действий. Кстати, при выходе на сайт с мобильного гаджета, а не ПК следует на главной странице выбрать раздел меню, а затем в разделе сервисов выбрать опцию «Прием обращения». На открывшейся странице нужно поставить галочку, подтвердив свое согласие с условиями, и перейти в раздел «Подать обращение».

На этой странице придется ввести свои данные, о которых мы уже говорили. Это электронный адрес и ФИО. Есть возможность также оставить свой почтовый адрес. Это даст вам возможность получить ответ из инспекции по обычной почте в бумажном виде.

Учтите, что шансы привлечь нарушителя к ответственности возрастают, если вы представите максимальное количество данных как о самом нарушении, так и о себе. Это даст больше шансов на эффективный результат в процессуальных вопросах.

ВАЖНО! Следующий этап – размещение непосредственно обращения. Для этого следует выбрать конкретный регион (где вы находитесь или где совершено нарушение) и определенное подразделение ГИБДД. Впрочем, ошибки здесь не критичны. В любом случае обращение будет переадресовано в подходящее структурное подразделение.

Текст обращения должен быть четким и лаконичным, описывающим все обстоятельства произошедшего. Обязательно следует указать:

- время и дату;
- место (адрес) произошедшего;
- марку и модель транспортного средства;
- государственный регистрационный знак;
- водитель или пассажир являются нарушителями.

Также следует описать все обстоятельства, и в чем именно вы видите нарушение ПДД (желательно со ссылкой на конкретные пункты правил). Изложив все в деталях, следует указать на необходимость официальной идентификации возможного нарушителя и привлечения его к ответственности в соответствии с требованиями закона. Кроме того, надо сослаться на то, что в прилагаемых файлах (фото или виде) содержатся доказательства, подтверждающие факт правонарушения.

Кстати, вы можете не только приложить такие файлы к своему обращению, но и дать ссылку на какие-либо интернет-ресурсы, на которых также имеются доказательства нарушений. Они могут подтверждать факт нарушения либо идентифицировать личность нарушителя.

Если подать письменную жалобу

Это более привычный способ обращения в ГИБДД, который до сих пор используют многие россияне. Текс обращения создается по тем же правилам и в такой же форме, что и онлайн-жалоба. Отличие только в том, что все это излагается на бумаге.

Письменное обращение можно отправить по почте (желательно заказным письмом с уведомлением) либо отнести лично в ближайшее подразделение ГИБДД.

К обращению также следует приложить доказательства в виде фото- или видеофайлов. Особенность обычного письменного обращения в том, что такие файлы копируются на какой-то носитель (диск или флешку) и прилагаются к письму.

Еще одна возможность – размещение видеодоказательств на соответствующих Интернет-ресурсах (например, на Youtube). Тогда в своем заявлении достаточно только указать ссылку на ролик. Оригинал файлов сохраняется у вас, он может потребоваться в процессе дальнейшего расследования.

Что происходит дальше?

На ваше обращение возможна два варианта реакции правоохранительных органов. Так, подразделение ГИБДД рассмотрев предоставленные вами доказательства может вынести отказ в возбуждении дела. Это происходит в том случае, если, например, невозможно идентифицировать нарушителя или его машину. Недостаточность данных становится одной из наиболее распространенных причин отказа.

Если же дело будет возбуждено, то, скорее всего, заявителя вызовут в ГИБДД для дачи свидетельских показаний. Если они, а также представленные фото- и видеодоказательства будут признаны убедительными, то виновник будет привлечен к ответственности.

Однако передки ситуации, когда водитель установлен, доказательная база вполне убедительная и факт нарушения налицо, однако привлечь нарушителя так и не удается. Причины этого могут быть разными:

- ПДД считают нарушением опасное вождение, но КоАП РФ за это не предусматривает никакого наказания;

- аналогичная ситуация с отсутствием у водителя светоотражающего жилета в темное время суток. Формально это нарушение, но штрафных санкций в КоАП за это нет;

- Большая скорость обгоняющего вас автомобиля или глухая тонировка на нем – это тоже нарушение ПДД, однако вашего обращения для этого недостаточно. Для фиксации подобных нарушений необходимо применение специальной техники, ролика с видеорегистратора недостаточно.

В какие сроки рассмотрят жалобу

В этом случае следует обратиться к статье 12 упомянутого выше ФЗ-59. Здесь указано, что для рассмотрения любого обращения ГИБДД предоставляется 30 дней. В отдельных исключительных ситуациях данный промежуток времени может быть удвоен, о чем вас должны официально уведомить.

К этому сроку также может быть добавлен так называемый период принятия заявления. Его продолжительность достигает трех дней. Следовательно, максимальный срок, в течение которого вашу жалобу обязаны рассмотреть, – это 63 дня. Причем для продления срока сверх 30-ти дней должны быть весомые аргументы.

ВАЖНО! Нужно отметить, что в данный момент существуют только два способа подать заявление – в традиционной письменной форме и через форму на сайте. Специального приложения для электронных гаджетов, через которое можно было бы это сделать, пока не существует. 

Оставьте комментарий

Похожие статьи

Попробуйте наше приложение