Как восстанавливают аккумуляторы для автомобилей

1 месяц назад

1.Конструкция кислотного АКБ
2.Как вырабатывается энергия
3.Ликвидируем внешние неисправности
4.Ликвидируем внутренние неисправности
5.Методы избавления от сульфатации
6.Как предотвратить неисправности аккумулятора

Силовую установку любого автомобиля, будь он дизельный или бензиновый, можно запустить с использованием стартера. Так называется специальный силовой электромотор. Однако для того, чтобы стартер функционировал, его необходимо запитать электроэнергией. Для этого в авто есть внешний источник электроэнергии. Это аккумуляторная батарея или АКБ.

Главная задача АКБ – на короткое время отдавать электроэнергию значительной мощности на стартер. Тем самым обеспечивается запуск силовой установки.

Также аккумулятор может обеспечить все электрические приборы автомобиля энергией. Он делает это до того, пока не будет запущен мотор. А потом уже генератор запитывает бортовую сеть.

В настоящее время выпускают аккумуляторы для применения на авто нескольких типов. Кроме щелочных и кислотных, производят также гелевые.

Но на транспортных средствах наиболее часто встречаются батареи кислотные. Вот почему мы начнем обзор именно с них.

Конструкция кислотного АКБ

Конструкция АКБ отличается надежностью. И все-таки аккумулятор бывает поврежден, поскольку его неправильно обслуживают или он получает повреждения из-за того, что с ним неаккуратно обращаются.

Если аккумулятор поврежден, то батарея уже не может быть пригодна на машине. В том случае, когда получил повреждение сравнительно новый АКБ, не спешите с ним распрощаться. Можно предпринять попытку его отремонтировать.

Для этого первым делом нужно понять, какую конструкцию имеет кислотный АКБ. Чисто внешне он выглядит так: закрытый корпус из пластика, у которого пара выведенных клемм.

Конструктивно аккумуляторы поделили на обслуживаемые и необслуживаемые. В обслуживаемых АКБ есть отверстия, которые закрыты пробками. Они расположены в верхней части корпуса АКБ. На необслуживаемых аккумуляторах таких отверстий не найдешь. Предусмотрено лишь маленькое отверстие. Оно для того, чтобы отводить газы.

Внутри корпуса 6 секций. Их называют банками. В них находятся рабочие элементы батареи. Таковыми являются комплект пластин из свинца положительных и отрицательных. На них нанесена активная масса.

ВАЖНО! Пластины расположены переменно. То есть за положительной пластиной идет отрицательная, а потом снова идет положительная. Чтобы не допустить соприкосновения этих пластин, между ними дополнительно находится сепаратор.

Пластины объединены в блоки. У каждого блока есть выводная перемычка. Это баретка, которую подсоединяют к мосту. Баретка соединяет между собой блоки каждой банки. Так они образуют мост, у которого есть вывод на клемму.

Батарея отдает электроэнергию. Происходит это за счет химических реакций. Вот почему банки заполняют электролитом. Это строго дозированный раствор кислоты и дистиллированной воды.

Как вырабатывается энергия

Аккумулятор – это не источник электроэнергии. Он ее не вырабатывает. По сути, АКБ – это только хранилище электроэнергии.

Когда заряжается батарея, электрическая энергия, которая поступает на клеммы от зарядного устройства или генератора, преобразуется в энергию химическую. А при разряде – эффект обратный.

Все происходит так. Когда к аккумулятору подключается потребитель энергии, то происходит реакция между губчатым свинцом отрицательных пластин, двуокисью свинца положительной пластины и электролитом.

Такая химическая реакция приводит к тому, что высвобождается электроэнергия. Именно ее и расходует потребитель. В результате на отрицательных пластинах образуется слой сульфата свинца.

Когда аккумуляторная батарея заряжается, то проистекает обратный процесс. И тогда слой сульфата свинца, который был образован, растворяется в электролите. А на положительных пластинах формируется слой диоксида свинца.

Если говорить проще, то когда АКБ разряжается, то из-за химической реакции частицы свинца с положительных пластин переходят на пластины отрицательные. А когда аккумулятор заряжается, то эти частицы вновь появляются на положительные пластины.

ВАЖНО! Такой процесс ведет к высвобождению или потреблению электрической энергии.

Ликвидируем внешние неисправности

Все неисправности АКБ условно поделили на внешние и внутренние.

Есть только пара внешних неисправностей.

1) Клеммы сильно окисляются. А потому АКБ плохо соединяется с бортовой сетью.

2) Пробой корпуса. Возможно, что из-за внешнего воздействия на него. Или трещина на корпусе появилась из-за каких-то неисправностей внутри.

С клеммами все просто. Если появился толстый слой окислов, его нужно счистить.

Очень просто можно обнаружить пробой корпуса. Если электролит протекает, то, значит, есть пробой. От трещины можно избавиться. Просто заделать ее. Делают это только тогда, когда аккумулятор обслуживаемый.

Нужно слить из АКБ электролит, а потом «залатать» трещину. Для этого под рукой должен быть паяльник, а также кусок пластика. Первым делом пропаивают саму трещину, а потом еще сверху припаивают пластик. Герметичность корпуса проверяют путем заливки в него дистиллированной воды.

Ликвидируем внутренние неисправности

Внутренних неисправностей в АКБ может быть намного больше. Причем львиная доля из них очень вредна для батареи, и проблему не устранишь. Очень часто происходит, например, сульфатация пластин.

Сульфатация АКБ – это следствие неправильной эксплуатации. Например, батарею долго хранят в разряженном состоянии. Вредны также частые глубокие разряды и постоянные недозаряды батареи. Вот почему нужно подбирать АКБ, исходя из марки автомобиля.

Сульфатацией называют образование сернокислого свинца на поверхности пластин. Этот слой мешает проникнуть вглубь активной массе. А в результате некоторая доля такой массы уже не вступает в реакцию.

Когда сопротивление внутри АКБ увеличивается, то емкость снижается. И получается так, что аккумулятору не под силу взять полностью заряд. В результате она разряжается. И очень быстро.

Сульфатация пластин на ранних стадиях – дело поправимое. А вот глубокая сульфатация уже не поддается ремонту.

Также иногда осыпается активная масса с пластин, что в некоторых случаях приводит к замыканиям. Если осыпание несильное, то достаточно только дистиллированной водой промыть батареи.

ВАЖНО! Когда замерзает электролит, то иногда аккумулятор вздувается. Такая проблема может появиться у того, кто оставил разряженную батарею на морозе. В таких случаях автомобильный аккумулятор уже не восстановишь.

Методы избавления от сульфатации

Способов устранения сульфатации пластин применяется несколько.

ПЕРВЫЙ СПОСОБ

Нужно провести контрольно-тренировочный цикл (КТЦ). Такой метод предоставляет возможность избавиться от сульфатации еще на ранних стадиях. И емкость аккумулятора восстанавливается.

Суть этого способа в том, что необходимо провести цикл заряд-разряд. Проведение КТЦ потребует от вас иметь не только зарядное устройство, но и ареометр, вольтметр и источник, который будет потреблять электроэнергию.

Прежде всего, необходима полная зарядка батареи. Зарядка АКБ осуществляется током, который по силе равен 10% от номинальной емкости. Значит, если емкость батареи 60 Ач, то сила тока должна составлять 6 А. После зарядки к каждой банке нужно проверить плотность.

Этот показатель у батареи, которая полностью заряжена, должен составлять 1,27. При значении, которое ниже, необходимо довести плотность до необходимого значения и провести дозарядку батареи на протяжении 30 минут для того, чтобы электролит перемешался.

После зарядки нужен контрольный разряд. Для этого источник потребления энергии подсоединяют к клеммам. При этом подключенный потребитель должен потреблять энергии не более 10% от емкости.

ВАЖНО! Рекомендуем потребителем использовать автомобильную лампу накаливания.

Какая нужна мощность? Это определяется, когда умножишь силу тока и напряжения. Сила тока при расчете берут с учетом емкости батареи. Значит, когда рассчитываешь мощность, то должен провести разряд батареи на 60 Ач. Сила тока – 6 А. Умножаем это значение на 12 В. Так мы получаем значение мощности в 72 Вт. Примерная мощность лампы должна быть таковой.

Потом батарею разряжают лампой и время от времени замеряют напряжение. При разрядке батареи добивайтесь снижения напряжения на клеммах до 10,2 В. Когда вы выйдете на это значение, то произойдет полный разряд батареи.

Замерьте время, в течение которого разрядился аккумулятор. Если это новый АКБ, то это значение должно составлять примерно десять 10 часов. Чем меньше время разрядки, тем больше АКБ теряет свою емкость.

ВАЖНО! Разряженный аккумулятор оставлять надолго нельзя. Рекомендуется сразу же его поставить на зарядку. Он должен полностью восстановить заряд.

Выполнение этой операции должно привести к восстановлению емкости батареи. Когда уменьшится сульфатация, уменьшится и внутреннее сопротивление.

ВТОРОЙ СПОСОБ

Применяем реверсивные токи, когда заряжаем батареи.

У реверсивного метода есть недостаток. Он требует специального оборудования. Нужен генератор реверсивного тока. А суть данного метода в том, что нужно долго заряжать батареи малыми токами.

Если сульфатация незначительная, то АКБ заряжают незначительным током – 0,5-2 А. Зарядка должна быть длительной. Порой она требует 50 часов.

Процесс десульфатации заканчивается тогда, когда напряжение на клеммах неизменное, а плотность электролита не меняется два часа и больше.

ТРЕТИЙ СПОСОБ

Промываем батареи и заряжаем ее. Метод этот длительный. Он может растянуться даже на месяц.

Сливаем с аккумулятора электролит. Вместо него заливаем дистиллят. Потом ставим батарея на зарядку при напряжении в 14 В.

Как только дистиллята начинает закипать, напряжение снизится. Нужно поддерживать кипение в АКБ. Однако оно не должно быть интенсивным.

Вскоре плотность дистиллята повысится, поскольку сульфат свинца растворится в воде. Потом воду нужно слить и залить новую. АКБ опять ставим на зарядку, под маленькое напряжение. В дистилляте должны появится пузырьки, но их не нужно доводить до закипания.

ВАЖНО! АКБ держат на зарядке до тех пор, пока плотность не станет меняться несколько дней.

ХИМИЧЕСКИЙ СПОСОБ

Химический метод удаления сульфатации самый быстрый. Нужно только промыть батареи раствором аммиака и трилона Б.

Перед тем, как делать промывку, аккумулятор заряжают. С него сливают электролит. Его промывают дистиллятом. Затем в банки нужно залить водный раствор, в который нужно добавить 2% от объема воды трилона Б и 5%-аммиака.

ВАЖНО! Этот раствор и раствор сульфатный вступит в реакцию. Она будет сопровождаться брызгами и кипением. Когда кипение закончится, раствор можно сливать, а банки промывать водой. Батарея зарядится после того, как будет залит электролит.

Как предотвратить неисправности аккумулятора

Все неисправности аккумулятора – это результат небрежной эксплуатации, а также отсутствие профилактического обслуживания, которое нужно делать время от времени. Батарею нужно 1 раз в 6 месяцев подзаряжать зарядным устройством.

В обслуживаемой батарее перед тем, как ставить зарядку, нужно проконтролировать уровень электролита. И, если надо, то его восстанавливают. После зарядки проверяют плотность электролита в каждой банке. Отличий по показаниям плотности между банками не должно быть. Если разница есть, то она должна быть минимальной.

Перед тем, как установить новый АКБ на авто, проверяют напряжение, которое выдает генератор. Тогда перезаряд можно исключить. Установка батареи на автомобиль требует того, чтобы она была надежно закреплена. Тогда корпус не будет поврежден.

Оставьте комментарий

Похожие статьи

Попробуйте наше приложение