Особенности и достоинства велосипеда-тандема
В большинстве стран Европы найдутся те, кто уже приобрели данный нестандартный транспорт. Однако не всегда обязательно покупать такое транспортное средство. Дело в том, что во многих больших городах такой велосипед предлагают на прокат. Для начала можно попробовать его достоинства и недостатки.
Отметим еще, что уже и в России есть такие поклонники экзотики, которые любят велопрогулки на тандеме. Для других тандем нужен, чтобы сделать, например, оригинальную свадебную фотосессию. Ведь это оставляет немало положительных эмоций.
Как и когда появились велосипеды-тандемы
Патент на тандемный велосипед получил в 1898 году Микаэль Педерсен. Первый «тандемник» весил примерно 10 кг. Интересно, что он сразу же пригодился солдатам Второй Англо-бурской и Второй мировой войн.В 60-е годы минувшего столетия репутацию тандемов испортила низкокачественная сталь. Ведь она прогибалась при нагрузке. А рама была настолько слаба, что не могла выдержать вес двоих человек. Но прошли десятилетия, и в Великобритании появилось первое сообщество любителей велотандемов.
Потом компания L&G из Франции произвела запуск производственного конвейера по выпуску тандемных велосипедов. Дело нашло продолжение и в Америке. Фирма Santana Cycles в 1976 году смогла избавиться от всех недостатков своих предшественников. Ведь до этого тандемы, как мы уже говорили, имели существенные недоработки.
ВАЖНО! В настоящее время так называемые «тандемовелы» получили особую популярность у влюбленных и семейных пар. Отметим только, что люди этих категорий приобретают и традиционные велосипеды.
Каковы достоинства велотандемов
Они удобны для приобщения ребенка к велосипеду. Это происходит так. Он катается, когда родители управляют, а ребенок находится сзади, на втором сидении. Когда ребенку исполняется десять лет, и он уже может достать ногами до педалей, можно отказаться от того, чтобы сажать его на раму обычного байка или использования детского велосипеда. Ведь он может вращать педали и сидеть в седле.В дальних поездках за город пара может экономить силы при помощи велотандема. Практика показала, что это характерно для влюбленных пар и молодоженов. Когда ведущий устает, тогда он может стать ведомым, то есть один подменяет другого. Двоим вести байк, который весит 10-15 кг, легче, чем каждому. На шоссе «тандемщики» могут набрать скорость, равную скорости шоссейного велосипеда.
Более плотное общение позволяет непринужденно общаться в пути. Ведь нет необходимости кричать так, чтобы заглушить шум улиц.
ВАЖНО! Отметим повышенную прочность и стойкость велотандема. Можете не сомневаться в этом. Колеса имеют двойной коробчатый обод. Рама усиленная. Она такая же, как и у «даунхилльного» велосипеда. Очень много спиц, свыше 36. Вот почему тандем выдерживает даже тех, кого можно считать упитанным ездоком.
На тандеме можно обогнать любого велогонщика. Не исключение – даже самый тренированный. При спуске по шоссе с холма тандем набирает такую скорость, которую можно сравнить со скоростью городского автобуса.
Второй ездок, у которого нет возможности рулить, становится помощником во всем другом, начиная от обзора дороги. Как заднего, так и бокового. Не будем забывать и о том, что руки у него могут оставаться свободными. Одна или даже две.
Второй из ездоков может быть незрячим или слабовидящим. И ему ничто не мешает стать участником в состязаниях между гонщиками на тандемах.
ВАЖНО! Тандем избавляет от необходимости возить запасные части на два велосипеда. Мы говорим сейчас про заднюю кассету и переключатель скоростей, цепь, тормозов, руль и колеса.
Каковы недостатки велотандемов
Передвижение на тандемном велосипеде для одного затруднительно. Без второго ездока обойтись трудно. Знайте, что даже тандем, который не нагружен, вести в одиночку не получится.Отбуксировать тандем практически невозможно. Обычный велосипед, горный или дорожный, можно в лежачем положении закрепить даже на багажнике второго такого же. А потом не без проблем провезти его. Данный метод не годится для доставки тандема.
Разворачиваться на тротуаре, на узких улицах и аллеях парка на тандеме сложно. Все потому, что тандем более длинный. Ведь это примерно две длины обычного дорожного велосипеда.
Весит тандем до 22 кг. Для сравнения скажем, что вес даже самого тяжелого велосипеда, управляемого одним человеком, будь он горный или дорожный, составляет не более 16 кг. И потому на тандеме ехать в одиночку очень сложно.
Тормоза – еще одна «ахиллесова пята» тандема. При этом не имеет значения, какой у них принцип действия. Это может быть ножной педальный тормоз. Это могут быть тормозные колодки на ободьях. Это может быть дисковая конструкция. Независимо от этого, они испытывают двойную нагрузку, если торможение резкое.
ВАЖНО! Тот, кто сидит сзади, плохо видит, куда едет пара байкеров. Ведь ведущий велосипедист загораживает своей спиной обзор велосипедисту ведомому.
Представим, что вы живете в многоэтажном доме. В таком случае вам будет намного труднее вынести тандем. Особенно тогда, когда вы живете на последнем этаже. Если обычный велосипед вы можете поместить в обычном пассажирском лифте, то с тандемом такой номер не пройдет. Для него сгодится лишь работающий грузовой лифт.
Тандем не получится провезти в автобусе. В поезде или на электричке это возможно, хотя и не без проблем. А за доставку самолетом вам придется заплатить немалую сумму.
ВАЖНО! А еще за велотандем при покупке вы заплатите в несколько раз больше, чем за велосипед бюджетный. Будь он дорожный или горный. Его не купить во многих спортивных гипермаркетах. Лучше всего сделать заказ из города, в котором находится предприятие-производитель или компания-сборщик, которая поставляет тандемы на отечественный рынок.
Особенности конструкции
Стандартный двухколесный велотандем имеет длину 2,2-2,3 м. Это двухместный велосипед. У него пара сидений. У него два руля, но один из них не участвует в управлении. Передняя звезда имеет 60 зубьев. Остальные – по 12-зубьев.Длина цепи иногда доходит до трех метров. Для сравнения скажем, что у обычного велосипеда длина цепи достигает полтора метра максимум. Численность спиц в колесах – до 96. Спиц не должно быть меньше. Иначе нагрузка на колеса от веса двух велосипедистов и скорости будет очень большая. Вдвое большей, чем у ситибайка.
Второй руль тандема необходим для того, чтобы за него держался второй велосипедист. Он не служит для управления. Однако при вращении задних педалей синхронно с передними, которые вращает ведущий байкер, ведомый помогает ведущему в вождении. Он не является «мертвым грузом».
Конечно, трехколесный тандем обладает большей устойчивостью. Задние звездочки не соединены со втулкой колеса напрямую. Они соединены с осью, которая управляет парой задних колес, крутящейся синхронно. Вот почему у него еще больший вес. Вот откуда появляются трудности при разгоне.
ВАЖНО! Усилия, которые прилагает каждый байкер в таком тандеме, очень большие. Их можно сравнить с той силой, с которой каждый из них едет на простом велосипеде. Ведь ось и пара колес слишком тяжелая.
Быстрота даже односкоростного тандема достигается также за счет двухзвездной задней педальной каретки. Ведущий байкер крутит педали медленнее по сравнению с ведомым. На звездочке передней педальной каретки 60 зубьев. А на меньшей звездочке, в которую заведена первая (межпедальная) цепь, может насчитываться 40-50 зубьев.
От соседней звездочки задних педалей, которая больше, вторая, то есть основная цепь, заведена на заднюю звездочку заднего колеса или многоступенчатую кассету. Вот почему это ведет к улучшению коэффициента полезного действия усилий, которые прилагает «стоковый» велосипедист. А передний только с пользой для дела добавляет свое усилие. Кстати, это тоже причина, из-за которой кто-то один не сможет угнать тандем.
ВАЖНО! Есть тандемный велосипед для взрослых. Это модель, у которой полная ростовка рамы составляет 21-22 дюйма. Четырехколесный тандем становится очень похожим на веломобиль.
Рамы привариваются друг к другу на постоянной основе. Если они не привариваются, то тогда есть возможность когда угодно их разъединить.
Данный метод хорош в том случае, если у одного из велосипедов оказался поломанным обод переднего колеса. При этом руль заднего велосипеда блокируется. Заднее колесо переднего велосипеда стоит жестко. Получится еще один вариант трехколесного тандема, в котором сзади одно колесо, а не пара колес.
Приведем некоторые идеи, подходящие для тандемов. Скажем, тандем складной, электротандем или тандем с мотором. В частности, с бензиновым двигателем. Это возможные варианты, которые все-таки пока не очень-то распространены. Дело в том, что их сложно реализовать.
ВАЖНО! Также среди нас не так уж много тех, которые готовы проводить эксперименты со скоростью. Ведь она намного больше, поскольку речь идет о тяге топливной или электрической.
Как правильно выбрать велотандем?
Выбирать тандем необходимо по тем же параметрам, по которым мы подбираем традиционный обыкновенный велосипед:- ширина и диаметр колес;
- количество скоростей;
- материал, из которого сделаны рама, втулки, ободья, вилка переднего руля;
- вес и габариты;
- параметры амортизации (для тандемных хардтейлов и двух подвесов);
- количество колес (в том числе и трехколесные);
- регулируемость руля.
Перечислим некоторые отличающиеся параметры:
- количество ездоков (есть тандемы, рассчитанные на три человека и более);
- регулируемость заднего выноса и седла;
- количество звезд дополнительной системы.
В последнем случае мы имеем в виду дополнительную (заднюю) педальную каретку. При любом раскладе качество велотандема сильно влияет на безопасность.
|