GT SENSOR AL ELITE [67/104] Характеристики металлов

GT KARAKORAM SPORT [67/104] Характеристики металлов
67
1. ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТАЛЛОВ
Традиционным материалом для производства
велосипедов долгое время была сталь. Она обладает
хорошими прочностными и эксплуатационными
характеристиками, но в скоростных гоночных
велосипедах, как правило, заменяется титаном или
алюминиевыми сплавами, поскольку гонщикам чаще
всего требуются легкие велосипеды.
Свойства металлов
Имейте в виду, что не существует единой формулы
и общих критериев применения конкретного металла
в конструкции велосипеда. Важен не сам материал,
а способ его использования. Всегда следует учитывать
не только характеристики металла, но и способ
производства рамы велосипеда, ее тестирования
и условия дальнейшей эксплуатации.
Металлы сильно отличаются устойчивостью
к коррозии. Сталь должна быть защищена каким-
либо покрытием, иначе она заржавеет. Алюминий
и титан быстро образуют оксидную пленку, которая
предохраняет их поверхность от дальнейшей
коррозии. Титан — один из самых устойчивых
к коррозии металлов. В отличие от алюминия,
который в местах контакта с другими металлами
может вызывать процессы электрохимической
коррозии.
Все металлы относительно пластичные. Пластичность
означает способность сгибаться и растягиваться,
перед тем как сломаться. Если сравнивать, то самым
пластичным металлом для велосипедных рам
является сталь, менее пластичный — титан, еще менее
пластичный — алюминий.
Металлы отличаются по плотности. Плотность
обозначает количество веса на единицу измерения
металла. Сталь весит 7,8 г/см
3
(грамм на кубический
сантиметр), титановый сплав – 4,5 г/см
3
, алюминий –
2,75 г/см
3
. Сравните эти цифры с плотностью
углеродистых материалов (композитов, карбона),
равной 1,45 г/ см
3
.
Металлы подвержены усталости. При многократном
повторении циклов повышенной нагрузки неизбежно
появятся микроскопические трещины, способные
привести к поломке. Обязательно прочтите об основах
усталости металлов.
Допустим, произошло столкновение с неподвижным
препятствием, автомашиной, другим велосипедом
или иным объектом. При скорости, превышающей
скорость быстрой ходьбы, момент инерции будет
достаточным, чтобы перекинуть Вас через руль
велосипеда. Вы не сможете удержаться за рулем и
каким-либо образом повлиять на то, что произойдет
с его рамой, вилкой и компонентами, но повреждения
велосипеда не имеют значения на фоне возможных
травм, полученных Вами.
Что ожидать от металлической рамы? Это зависит
от целого ряда факторов — невозможно заложить
в конструкцию устойчивость к любым повреждениям.
Учитывая эту важную оговорку, попробуем
представить, что будет с велосипедом при ударе,
достаточно сильном для изгиба или излома вилки
или рамы. На стальном велосипеде, вероятно, вилка
погнется, но рама останется в целости и сохранности.
Алюминий жестче стали, поэтому алюминиевые вилка
и рама, скорее всего, погнутся или треснут. При более
сильном ударе верхняя труба рамы сломается, нижняя
треснет. При еще более сильном ударе сломается и
нижняя труба, при этом рулевая колонка с вилкой
отделятся от основной части рамы.

Содержание

Скачать