Korg PA800 [249/336] Гармонизация и настройка голосового процессора

Korg PA800 [249/336] Гармонизация и настройка голосового процессора
Гармонизация и настройка голосового процессора
Гармонизация
Íèæå âîïðîñû ãàðìîíèçàöèè áóäóò îñâåùåíû áîëåå ïîäðîáíî. Îñíîâíîé óïîð äåëàåòñÿ íà ïðàêòè÷åñêîå ïðè-
ìåíåíèå ãîëîñîâîãî ïðîöåññîðà.
Harmony Modes (ðåæèìû ãàðìîíèçàöèè)
Ãîëîñîâîé ïðîöåññîð ïîääåðæèâàåò ïÿòü ðåæèìîâ ãàðìîíèçàöèè,
îáåñïå÷èâàþùèõ ïÿòü óíèêàëüíûõ ñïîñîáîâ ïîñòðîåíèÿ ãàðìîíèè.
Íèæå áóäåò ðàññìîòðåí ïðèìåð íà áàçå ñòðîÿ C major.
Notes Mode
 ýòîì ðåæèìå ãîëîñîâîìó ïðîöåññîðó ïðåäîñòàâëÿåòñÿ ñïåöèàëèçèðîâàííàÿ íîòíàÿ èíôîðìàöèÿ, íà îñíîâå
êîòîðîé îí ñòðîèò ãàðìîíèçèðîâàííûå ãîëîñà. Ýòî íàèáîëåå ãèáêèé ìåòîä ãàðìîíèçàöèè, ïîçâîëÿþùèé ôîð-
ìèðîâàòü ñëîæíûå è íåîðäèíàðíûå ìåëîäè÷åñêèå ëèíèè.
Shift Mode
Ýòîò ðåæèì òàêæå íàçûâàþò “Fixed Interval” (ôèêñèðîâàííûå èíòåðâàëû). Åãî ñóòü çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî
ãàðìîíèçèðîâàííûé ãîëîñ ñòðîèòñÿ ïóòåì òðàíñïîíèðîâàíèÿ ãîëîñà Lead (âîêàëèñò). Èíòåðâàë òðàíñïîíèðî-
âàíèÿ ôèêñèðîâàí è îïðåäåëÿåòñÿ â ïîëóòîíàõ. Ýòî “íå èíòåëëåêòóàëüíûé” ìåòîä ãàðìîíèçàöèè, ïîñêîëüêó â
îáùåì ñëó÷àå îí íå ïðèäåðæèâàåòñÿ íè òîíàëüíîñòè, íè ñòðîÿ. Ýòî â
÷èñòîì âèäå ïàðàëëåëüíàÿ ãàðìîíèçàöèÿ. Äèàïàçîí èíòåðâàëà òðàíñ-
ïîíèðîâàíèÿ ñîñòàâëÿåò äâå îêòàâû âíèç/ââåðõ. Íàèáîëåå ÷àñòî ãàð-
ìîíèçèðóþòñÿ êâèíòû (7 ïîëóòîíîâ) è îêòàâû (12 ïîëóòîíîâ).
Íà êàðòèíêå ïðèâåäåí ïðèìåð ãàðìîíèçàöèè ãàììû Äî ìàæîð ñ èí-
òåðâàëîì, ðàâíûì áîëüøîé òåðöèè (4 ïîëóòîíà).
Chord (Chordal) Mode
Ýòîò ðåæèì îñíîâàí íà àíàëèçå àêêîðäà è ôîðìèðîâàíèè äèàòîíè÷åñêîãî ãàðìîíèçèðîâàííîãî ãîëîñà. Äëÿ åãî
íîðìàëüíîãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ íåîáõîäèìî â ðåæèìå ðåàëüíîãî âðåìåíè ââîäèòü íóæíûå àêêîðäû. Äëÿ ýòîãî
ìîæíî èñïîëüçîâàòü êëàâèàòóðó èíñòðóìåíòà, MIDI èëè ñåêâåíñåð, â êîòîðîì ïðîïèñàí òðåê Harmony.
Ãîëîñîâîé ïðîöåññîð ñòðîèò ãàðìîíèçèðîâàííûå ãîëîñà, êîòîðûå ñîâïàäàþò ñî ñòóïåíÿìè òåêóùåãî àêêîðäà.
Ýòî “èíòåëëåêòóàëüíûé” ìåòîä ãàðìîíèçàöèè, ïîñêîëüêó ïðè îïðåäåëåíèè èíòåðâàëà ó÷èòûâàåòñÿ êàê ãîëîñ
Lead (âîêàëèñò), òàê è âçÿòûé àêêîðä. Åñëè âûáðàíà óñòàíîâêà Up1 (ñëåäóþùàÿ ñòóïåíü ââåðõ), òî â êà÷åñòâå
ãàðìîíèçèðîâàííîãî ãîëîñà áåðåòñÿ íîòà, êîòîðàÿ íà ñòóïåíü âûøå âõîäíîé â ðàìêàõ òåêóùåãî àêêîðäà.
Íà êàðòèíêå ïðèâåäåí ïðèìåð ãàðìîíèçàöèè ãàììû Äî-ìàæîð ñ óñòàíîâêîé Up1.
Ìîæíî çàìåòèòü, ÷òî ðàçíûì âõîäíûì íîòàì ìîæåò ñîîòâåòñòâîâàòü
îäíà è òà æå ãàðìîíèçèðîâàííàÿ. Íàïðèìåð, âõîäíûì íîòàì C è D ñî-
îòâåòñòâóåò ãàðìîíèçèðîâàííàÿ íîòà E, à âõîäíûì E è F — ãàðìîíè-
çèðîâàííàÿ G. Òàêèì îáðàçîì, äàííûé ìåòîä ãàðìîíèçàöèè õàðàêòå-
ðèçóåòñÿ áîëüøåé “óñòîé÷èâîñòüþ”, ïðèâÿçàííîñòüþ ê îïðåäåëåííîé
ãàðìîíèè. Åãî ïðåèìóùåñòâî çàêëþ÷àåòñÿ â ïðîñòîòå èíòåãðàöèè âî-
êàëüíûõ ïàðòèé â ïåñíè ñ ïðîïèñàííîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòüþ ñìåíû
ãàðìîíèè (àêêîðäîâ). Íèæå ïðèâåäåí ñïèñîê àêêîðäîâ, äîñòóïíûõ
äëÿ òîíèêè C:
Major C E G
6CEGA
Maj7 C E G B
M7sus4 C F G B
min C Eb G
min6 C Eb G A
min7 C Eb G Bb
min7b5 C Eb Gb Bb
dim C Eb Gb [Bbb (= A)]
Korg Pa800. Ðóêîâîäñòâî ïîëüçîâàòåëÿ <219> 249
×åðíûå íîòû - ãîëîñ Lead (âîêàëèñò)
Ñåðûå íîòû - ãàðìîíèçèðîâàííûé ãîëîñ
×åðíûå íîòû - ãîëîñ Lead (âîêàëèñò)
Ñåðûå íîòû - ãàðìîíèçèðîâàííûé ãîëîñ
Root: C, Chord Type: Maj, Voicing: Up1

Содержание

Гармонизация и настройка голосового процессора Г армонизация Ниже вопросы гармонизации будут освещены более подробно Основной упор делается на практическое при менение голосового процессора Harmony Modes режимы гармонизации Голосовой процессор поддерживает пять режимов гармонизации обеспечивающих пять уникальных способов построения гармонии Ниже будет рассмотрен пример на базе строя С major Notes Mode В этом режиме голосовому процессору предоставляется специализированная нотная информация на основе которой он строит гармонизированные голоса Это наиболее гибкий метод гармонизации позволяющий фор мировать сложные и неординарные мелодические линии Shift Mode Этот режим также называют Fixed Interval фиксированные интервалы Его суть заключается в том что гармонизированный голос строится путем транспонирования голоса Lead вокалист Интервал транспониро вания фиксирован и определяется в полутонах Это не интеллектуальный метод гармонизации поскольку в общем случае он не придерживается ни тональности ни строя Это в чистом виде параллельная гармонизация Диапазон интервала транс понирования составляет две октавы вниз вверх Наиболее часто гар монизируются квинты 7 полутонов и октавы 12 полутонов На картинке приведен пример гармонизации гаммы До мажор с ин тервалом равным большой терции 4 полутона Черные ноты голос Lead вокалист Серые ноты гармонизированный голос Chord Chordal Mode Этот режим основан на анализе аккорда и формировании диатонического гармонизированного голоса Для его нормального функционирования необходимо в режиме реального времени вводить нужные аккорды Дчя этого можно использовать клавиатуру инструмента MIDI или секвенсер в котором прописан трек Harmony Голосовой процессор строит гармонизированные голоса которые совпадают со ступенями текущего аккорда Это интеллектуальный метод гармонизации поскольку при определении интервала учитывается как голос Lead вокалист так и взятый аккорд Если выбрана установка Upl следующая ступень вверх то в качестве гармонизированного голоса берется нота которая на ступень выше входной в рамках текущего аккорда На картинке приведен пример гармонизации гаммы До мажор с установкой Upl Можно заметить что разным входным нотам может соответствовать одна и та же гармонизированная Например входным нотам С и В со ответствует гармонизированная нота Е а входным Е и Е гармони зированная С Таким образом данный метод гармонизации характе ризуется большей устойчивостью привязанностью к определенной гармонии Его преимущество заключается в простоте интеграции во кальных партий в песни с прописанной последовательностью смены гармонии аккордов Ниже приведен список аккордов доступных для тоники С Major C E G 6 C E G A Maj7 C E G B M7sus4 C F G B min C Eb G min6 C Eb G A min7 C Eb G Bb min7b5 C Eb Gb Bb dim C Eb Gb Bbb A Korg Ра800 Руководство пользователя Root С Chord Type Maj Voicing Up 1 Черные ноты голос Lead вокалист Серые ноты гармонизированный голос 219 249