Домашние игровые консоли и их эволюция. Часть 2
Эра 16-битных приставок – это следующее, четвертое, поколение устройств. Она берет начало с 30 октября 1987 года – от релиза NEC PC Engine в Японии. Устройство получило известность на рынке Северной Америки в качестве TurboGrafx-16.
ВАЖНО! Некоторые другие компании тоже стали вынашивать планы на изготовление своей приставки. И все-таки львиная доля таких приставок, кроме Neo Geo от SNK, не получила широкого распространения.
Обострение конкуренции основных игроков
Основными конкурентами этого поколения стали Sega Mega Drive и Super Nintendo Entertainment System. А противостояние на рынке рынок между парой базовых игроков индустрии тех времен, Nintendo и Sega, вообще стало одной из важных вех в истории видеоигр.Эта борьба существенно стимулировала интерес самой широкой аудитории. Поскольку игровые консоли 4-го поколения получили популярность, то данную эпоху нередко определяют как «золотой век» мировой игровой индустрии.
ВАЖНО! Пока Nintendo и Sega активно боролись за господство на рынке, каждая из них выпустила новые консоли. Это нужно было для того, чтобы закрепить завоеванные позиции в конкурентной борьбе.
В 1988 году на рынок вышла консоль №1 на все времена — Mega Drive/Genesis от Sega. Она была призвана противостоять основным конкурентам. Пройдет еще пара лет, и компания Nintendo разработает Super Nintendo Entertainment System (SNES). Это была очередная модель в линейке после NES. Потом Sega представила Master System II – в том же году, как были достигнуты большие успехи с Mega Drive/Genesis.
Так протекала основная «консольная война» 80-х годов, в которую пытались вступить и другие игроки. Компания Atari имела также новейшую игровую приставку Atari 7800. И все-таки она постепенно теряла свои позиции на этом рынке. Это происходило, несмотря на то, что Atari 7800 осуществляла обратную совместимость с феноменально успешной моделью Atari 2600, что давало игрокам возможность получать удовольствие от классических игр прошлого.
ВАЖНО! А вот новичок отрасли TurboGrafx-16 от NEC предприняла попытку обогнать и Sega Genesis, и SNES. Но в результате получилось достичь успеха только в 1991 году. Именно тогда данная консоль на рынке видеоигр смогла занять четвертое место.
Фирма SNK Neo Geo, которая получила известность благодаря аркадным игровым автоматам, в 1990 году приняла решение перенести на домашние приставки свой опыт аркадных игр. Ее устройство Neo Geo AES (Advanced Entertainment System) имело великолепную графику. Именно она и вывела данную консоль в категорию недешевых удовольствий. Вот почему массовая публика приняла первую консоль от Neo Geo без особой теплоты.
Активное развитие CD-консолей
Пятым поколением устройств в истории компьютерных игр стал период 32/64-разрядных игровых систем. Тогда на рынке преобладали 3 системы — Sega Saturn (1994), Sony PlayStation (1994) и Nintendo 64 (1996). Эти консоли имели свои рынки сбыта, то есть география продаж была разной. Однако каждая из этих трех приставок была участником консольной войны данной эпохи.Такие менее известные устройства, как FM Towns Marty, 3DO, PC-FX и Atari Jaguar, тоже стали частью пятого поколения. Надо признать, что их продажи были относительно малы. На рынок они практически никак не влияли.
ВАЖНО! В пятом поколении все более значимым стало направление эмуляции — персональные компьютеры уже были очень мощными для эмуляции 8- и 16-разрядных систем.
Начало 1990-х годов ознаменовал переход от игр на картриджах к играм на компакт-дисках. В результате увеличилась необходимая мощность для запуска видеоигр. Это побудило к переходу от 2D- к 3D-графике. Впервые CD-консоль произвела фирма Philips в 1991 году, но она стала провальной. Ведь у нее были свои нестандартные игры, а также очень спорные контроллеры.
1992 год. Чтобы присоединиться к тренду на CD-консоли, приставку NEC TurboGrafx-16 тоже модернизировали до TurboGrafx-CD. Однако опять поражение. Ведь ее не сравнишь по характеристикам с суперпопулярной Sega Genesis/MegaDrive и ее новым дополнением — Sega CD.
1993 год. Atari также изготовила CD-ориентированную приставку — Atari Jaguar. С ней были связаны определенные надежды, но для этой приставки, к сожалению, выпустили ограниченное число игр. Львиная доля из них имела невысокое качество. И это отрицательно сказалось на реализации консоли. Провал стал возможен и потому, что был неудачно выбран носитель (картридж). Джойстик был неудобный. Ну, и ценовая политика подвела.
ВАЖНО! В результате Atari Jaguar потерпела поражение от более продвинутых консолей следующего поколения типа Sega Saturn и Sony Playstation.
Разработчик Commodore, производитель домашних компьютеров из Америки, появился на игровом рынке тоже в 1993 году. Он предложил собственную модель Amiga CD32. Но это произошло за считанные месяцы до того, как Commodore объявил себя банкротом в 1994 году. В итоге игровая консоль с хорошим потенциалом была снята с продажи преждевременно.
Успехи середины 90-х годов
В 1994 году Sony представила всему свету PlayStation. Продажи в Америке начались успешно. Игры практически любого жанра были готовы заранее. А еще PlayStation наделили способностью проигрывать аудио-диски. А версия SCPH-5903 могла воспроизводить и Video CD.Одновременно Sega с большим успехом ее модели MegaDrive/Genesis решила расширить эту серию. И потому она подготовила Genesis 2 (1994 год) и Genesis 3 (1997 год). А еще Sega разработало абсолютно новую консоль — Saturn, направленную на обострение конкуренции c другими CD-консолями.
По сравнению с PlayStation она могла отрисовать четырехугольники. Это становилось препоной для перехода на Saturn – ведь основные инструменты, применяемые в индустрии, базировались на треугольниках. Многоплатформенные игры тоже строились на базе треугольников, имея в виду возможность перенести их на PlayStation, у которой большой рынок.
ВАЖНО! При этом Nintendo, как и ранее, придерживалась системы картриджей для собственной новой модели Nintendo 64. Разработчик аргументировал это решение так. Дескать, игры с картриджей можно загрузить быстрее. А изготовление пиратских картриджей – дело не из простых.
Однако такая выгода вызывала большие сомнения. Ведь у Nintendo появилась возможность производить сборку больших лицензионных плат с разработчиков. Да и производить картриджи значительно дороже, чем диски.
В 1994 году и SNK Neo Geo перешла на CD-консоль. Урок с прежней консолью и играми к ней, которая обошлась слишком дорого, стал полезен. Версия Neo Geo CD и игры к ней были уже намного дешевле. И это был настоящий контраст с предшествущей моделью AES.
ВАЖНО! Тогда же NEC продемонстрировала приставку PC-FX. Она очень напоминала персональный компьютер, а не консоль. Использованные ею технологии устарели по сравнению с Sega Saturn и Sony Playstation. В результате производство консоли PC-FX свернули. А компания NEC и поныне больше не занимается домашними консолями.
В те времена было еще много других консолей, про которые мы тогда, по сути, ничего не знали. Например, Bandai, Casio и даже Apple пытались завоевать рынок своими приставками. А Virtual Boy от Nintendo, которую запустили в 1995 году, даже имела шлем виртуальной реальности для того, чтобы отображать 3D графики, но большого успеха не знала.
|