Alesis SR16 [26/29] Канальные сообщения midi

Alesis SR16 [26/29] Канальные сообщения midi
9.1.Б. Секвенсеры
Ñåêâåíñåð — êîìïüþòåðíûé àíàëîã ìàãíèòîôîíà.  îòëè÷èè îò àíàëîãîâîé çàïèñè, îí ïîçâîëÿåò õðàíèòü, ïåðåäàâàòü è ðåäàêòè-
ðîâàòü ïàðòèè ìóçûêàëüíûõ èíñòðóìåíòîâ â òåðìèíàõ MIDI-ñîáûòèé. SR-16 ìîæåò ðàáîòàòü â ïàðå ñ âíåøíèì ñåêâåíñåðîì â êà÷å-
ñòâå çâóêîâîãî ìîäóëÿ. Ïî êàæäîìó èç 16 êàíàëîâ MIDI îäíîâðåìåííî ìîæåò ïåðåäàâàòüñÿ ðàçëè÷íàÿ èíôîðìàöèÿ. Ïîñêîëüêó âñå
MIDI-ñîîáùåíèÿ ïåðåäàþòñÿ ïî îäíîìó è òîìó æå êàáåëþ, êàæäîìó êàíàëó ïðèñâîåí ñâîé óíèêàëüíûé íîìåð. Òàêèì îáðàçîì SR-
16 ìîæíî íàñòðîèòü íà ïðèåì èíôîðìàöèè îò ñåêâåíñåðà èìåííî ïî òîìó êàíàëó, ïî êîòîðîìó ïåðåäàþòñÿ ïàðòèè óäàðíûõ.
9.2. Канальные сообщения MIDI
Âñå ñîîáùåíèÿ MIDI ìîæíî ðàçäåëèòü íà äâå ãðóïïû: êàíàëüíûå è ñèñòåìíûå. Êàíàëüíûå ñîîáùåíèÿ èìåþò èäåíòèôèêàòîð (íî-
ìåð) êàíàëà, êîòîðîìó îíè ïðèíàäëåæàò. Ê ýòîé ãðóïïå îòíîñÿòñÿ ñîîáùåíèÿ, îïèñûâàþùèå ìóçûêàëüíóþ ôàêòóðó ïàðòèè (Voice),
è ñîîáùåíèÿ óïðàâëåíèÿ ðåæèìàìè (Mode). Ñèñòåìíûå ñîîáùåíèÿ íå ñâÿçàíû ñ íîìåðîì êàíàëà è ïðèíèìàþòñÿ âñåìè óñòðîéñò-
âàìè êîìïëåêñà. Ê íèì îòíîñÿòñÿ: îáùèå (Common), ðåàëüíîãî âðåìåíè (Real Time) è ýêñêëþçèâíûå (Exclusive).
9.2.А. Сообщения типа Voice
Ïðè èãðå íà áàðàáàííûõ êëàâèøàõ (ïýäàõ) SR-16 ãåíåðèðóþòñÿ MIDI-äàííûå ñëåäóþùèõ òèïîâ:
Note On (íîòà âçÿòà) — â çàâèñèìîñòè îò òîãî, êàêîé èç ïýäîâ áûë íàæàò, ãåíåðèðóåòñÿ ñîîáùåíèå ñ ñîîòâåòñòâóþùèì íîìåðîì,
ëåæàùèì â äèàïàçîíå 000 (ñàìàÿ íèçêàÿ íîòà) 127 (ñàìàÿ âûñîêàÿ íîòà). Íîòà Äî (C) ñðåäíåé îêòàâû èìååò íîìåð 60.
Note Off (íîòà îòæàòà) ãåíåðèðóåòñÿ â ìîìåíò îòïóñêàíèÿ áàðàáàííîé êëàâèøè.
Velocity (ñêîðîñòü íàæàòèÿ) — îïðåäåëÿåò äèíàìèêó èñïîëíåíèÿ (ãðîìêîñòü), äèàïàçîí ïðèíèìàåìûõ çíà÷åíèé: 000 (çâóê îòñóòñò-
âóåò) — 127 (ìàêñèìàëüíàÿ ãðîìêîñòü).
9.2.Б. Сообщения типа Mode
Ðåæèì, â êîòîðîì ïðèáîð ïðèíèìàåò MIDI-äàííûå îïðåäåëÿåòñÿ äâóìÿ ñîîáùåíèÿìè. Ñîîáùåíèå Omni îïðåäåëÿåò êîëè÷åñòâî
êàíàëîâ, íà êîòîðûå ðåàãèðóåò îáîðóäîâàíèå. Â àêòèâíîì ñîñòîÿíèè (Omni On) èíñòðóìåíò ïðèíèìàåò èíôîðìàöèþ ïî âñåì MIDI-
êàíàëàì, â ïàññèâíîì (Omni Off) —òîëüêî ïî îäíîìó.
Ñîîáùåíèå Mono/Poly îïðåäåëÿåò êîëè÷åñòâî îäíîâðåìåííî çâó÷àùèõ ãîëîñîâ.  ðåæèìå Mono ïðè ïîëó÷åíèè ñîîáùåíèÿ òèïà
Voice ìîæåò çâó÷àòü òîëüêî îäèí ãîëîñ, â ðåæèìå Poly — ñòîëüêî, ñêîëüêî MIDI-íîò áûëî ïîëó÷åíî (íî íå áîëüøå, ÷åì îïðåäåëåíî
â õàðàêòåðèñòèêå ïîëèôîíèè èíñòðóìåíòà).
SR-16 ìîæåò ðàáîòàòü â ñëåäóþùèõ ðåæèìàõ:
Omni On/Poly (Mode 1) áàðàáàííûé ìîäóëü ïðèíèìàåò èíôîðìàöèþ ïî âñåì êàíàëàì.
Omni Off/Poly (Mode 3) áàðàáàííûé ìîäóëü ïðèíèìàåò èíôîðìàöèþ òîëüêî ïî îäíîìó èç êàíàëîâ.
9.3. Системные сообщения Common
Íèæå áóäóò îïèñàíû íåêîòîðûå èç ñîîáùåíèé ýòîãî òèïà:
Song Position Pointer (óêàçàòåëü ïåñíè) — îïðåäåëÿåò òåêóùåå ïîëîæåíèå óêàçàòåëÿ îòíîñèòåëüíî íà÷àëà ïåñíè. Ýòî ñìåùåíèå
óêàçûâàåòñÿ â MIDI-áèòàõ (îáû÷íî øåñòíàäöàòûå íîòû), ìàêñèìàëüíîå çíà÷åíèå — 16,384. Ãëàâíûì îáðàçîì èñïîëüçóåòñÿ äëÿ àâ-
òîëîêàöèè ñåêâåíñåðà è äðóãîãî MIDI-îáîðóäîâàíèÿ ñèñòåìû. Óêàçàòåëü ïåñíè ïîçâîëÿåò èíèöèèðîâàòü åå âîñïðîèçâåäåíèå ñ
ëþáîé òî÷êè. Ïðè ýòîì âñå èíñòðóìåíòû àâòîìàòè÷åñêè íàñòðàèâàþòñÿ íà âîñïðîèçâåäåíèå ñ çàäàííîãî ìåñòà ïåñíè.
System Exclusive (ýêñêëþçèâíûå ñèñòåìíûå ñîîáùåíèÿ) — ñîîáùåíèÿ ýòîãî òèïà èìåþò ñìûñë òîëüêî äëÿ êîíêðåòíîãî èíñòðó-
ìåíòà îïðåäåëåííîãî ïðîèçâîäèòåëÿ è æåñòêî ñâÿçàíû ñ åãî âíóòðåííåé àðõèòåêòóðîé. Îáû÷íî îíè ñîäåðæàò èíôîðìàöèþ î ïýò-
÷àõ ïðèáîðà SR-16 — ýòî èíôîðìàöèÿ î ïàòòåðíàõ, ïåñíÿõ, íàáîðàõ óäàðíûõ).
Timing Clock (ñèíõðîíèçèðóþùèå ñîîáùåíèÿ) — SR-16 ãåíåðèðóåò 24 ñîîáùåíèÿ ýòîãî òèïà â òå÷åíèè ÷åòâåðòíîé íîòû. Òàêèì
îáðàçîì îáîðóäîâàíèå, ðàáîòàþùåå ñîâìåñòíî ñ SR-16, ñèíõðîíèçèðóåòñÿ ñ òî÷íîñòüþ äî 1/24 ÷åòâåðòíîé íîòû. Òî÷íîñòü âíóò-
ðåííåé ñèíõðîíèçàöèè SR-16 ðàâíà 1/96 ÷åòâåðòíîé íîòû.
Start (çàïóñê) èíèöèèðóåò çàïóñê âîñïðîèçâåäåíèÿ.
Stop (îñòàíîâ) èñïîëüçóåòñÿ äëÿ îñòàíîâà âîñïðîèçâåäåíèÿ.
9.4. Литература по MIDI
MIDI For Musicians and The Electronic Musician’s Dictionary, àâòîð — Craig Adverton. Íàïèñàíà ñïåöèàëüíî äëÿ ìóçûêàíòîâ, îïèñûâà-
þòñÿ òåðìèíû, ñâÿçàííûå ñ ýëåêòðîííûìè èíñòðóìåíòàìè.
Music Through MIDI, àâòîð — Michael Boom. Ðåêîìåíäóåòñÿ äëÿ íà÷èíàþùèõ.
The Murtphy’s Law MIDI Book, àâòîð — Jeff Burger. Îïèñûâàþòñÿ ïðèìåíåíèÿ MIDI, ïðîáëåìû è èõ ðåøåíèÿ.
Using MIDI, àâòîð — Helen Casabona è David Frederick. Îáùåå ðóêîâîäñòâî ïî MIDI ñ îïèñàíèåì ðàçëè÷íûõ ïðèìåðîâ.
Understanding MIDI and Understanding MIDI 2. Ïîäáîðêà ñòàòåé ïî MIDI èç æóðíàëà Musician.
26 Alesis SR-16. Ðóêîâîäñòâî ïîëüçîâàòåëÿ

Содержание

9 1 Б Секвенсеры Секвенсер компьютерный аналог магнитофона В отличии от аналоговой записи он позволяет хранить передавать и редакти ровать партии музыкальных инструментов в терминах MIDI событий SR 16 может работать в паре с внешним секвенсером в каче стве звукового модуля По каждому из 16 каналов MIDI одновременно может передаваться различная информация Поскольку все MIDI сообщения передаются по одному и тому же кабелю каждому каналу присвоен свой уникальный номер Таким образом SR16 можно настроить на прием информации от секвенсера именно по тому каналу по которому передаются партии ударных 9 2 Канальные сообщения MIDI Все сообщения MIDI можно разделить на две группы канальные и системные Канальные сообщения имеют идентификатор но мер канала которому они принадлежат К этой группе относятся сообщения описывающие музыкальную фактуру партии Voice и сообщения управления режимами Mode Системные сообщения не связаны с номером канала и принимаются всеми устройст вами комплекса К ним относятся общие Common реального времени Real Time и эксклюзивные Exclusive 9 2 А Сообщения типа Voice При игре на барабанных клавишах пэдах SR 16 генерируются MIDI данные следующих типов Note On нота взята в зависимости от того какой из пэдов был нажат генерируется сообщение с соответствующим номером лежащим в диапазоне ООО самая низкая нота 127 самая высокая нота Нота До С средней октавы имеет номер 60 Note Off нота отжата генерируется в момент отпускания барабанной клавиши Velocity скорость нажатия определяет динамику исполнения громкость диапазон принимаемых значений ООО звук отсутст вует 127 максимальная громкость 9 2 Б Сообщения типа Mode Режим в котором прибор принимает MIDI данные определяется двумя сообщениями Сообщение Omni определяет количество каналов на которые реагирует оборудование В активном состоянии Omni On инструмент принимает информацию по всем MIDIканалам в пассивном Omni Off только по одному Сообщение Mono Poly определяет количество одновременно звучащих голосов В режиме Mono при получении сообщения типа Voice может звучать только один голос в режиме Poly столько сколько MIDI HOT было получено но не больше чем определено в характеристике полифонии инструмента SR 16 может работать в следующих режимах Omni On Poly Mode 1 барабанный модуль принимает информацию по всем каналам Omni Off Poly Mode 3 барабанный модуль принимает информацию только по одному из каналов 9 3 Системные сообщения Common Ниже будут описаны некоторые из сообщений этого типа Song Position Pointer указатель песни определяет текущее положение указателя относительно начала песни Это смещение указывается в MIDI битах обычно шестнадцатые ноты максимальное значение 16 384 Главным образом используется для ав толокации секвенсера и другого MIDI оборудования системы Указатель песни позволяет инициировать ее воспроизведение с любой точки При этом все инструменты автоматически настраиваются на воспроизведение с заданного места песни System Exclusive эксклюзивные системные сообщения сообщения этого типа имеют смысл только для конкретного инстру мента определенного производителя и жестко связаны с его внутренней архитектурой Обычно они содержат информацию о пэтчах прибора в SR 16 это информация о паттернах песнях наборах ударных Timing Clock синхронизирующие сообщения SR 16 генерирует 24 сообщения этого типа в течении четвертной ноты Таким образом оборудование работающее совместно с SR 16 синхронизируется с точностью до 1 24 четвертной ноты Точность внут ренней синхронизации SR 16 равна 1 96 четвертной ноты Start запуск инициирует запуск воспроизведения Stop останов используется для останова воспроизведения 9 4 Литература по MIDI MIDI For Musicians and The Electronic Musician s Dictionary автор Craig Adverton Написана специально для музыкантов описыва ются термины связанные с электронными инструментами Music Through MIDI автор Michael Boom Рекомендуется для начинающих The Murtphy s Law MIDI Book автор Jeff Burger Описываются применения MIDI проблемы и их решения Using MIDI автор Helen Casabona и David Frederick Общее руководство no MIDI с описанием различных примеров Understanding MIDI and Understanding MIDI 2 Подборка статей no MIDI из журнала Musician 26 Alesis SR 16 Руководство пользователя