Alto CLE2.0 [6/26] Компрессоры лимитеры

Alto CLE2.0 [6/26] Компрессоры лимитеры
даже при использовании малошумящих схем невозможно избежать наличия определенной степени
основного шума.
Этот эффект сходен с эффектом, наблюдаемым при воспроизведении записи на магнитной ленте.
Ненаправленные магнитные частицы, проходя по головке магнитофона, вызывают неконтролируемые токи
и разности потенциалов. В результате мы слышим шум на различных частотах.
Даже самое лучшее подмагничивание ленты может обеспечить соотношение сигнал/шум "только" на
уровне примерно 70 дБ, что сегодня, учитывая возросшие требования слушателей, совершенно
неприемлемо. Физические законы не позволяют, при использовании традиционных методов, улучшить
качество магнитных носителей.
2.1.2 Что такое динамический диапазон?
Человеческий слух замечателен тем, что он способен распознавать широчайшие изменения амплитуды - от
еле слышного шепота до оглушающего рева самолета. Если попытаться записать или воспроизвести столь
широкий спектр звуков при помощи усилителей, магнитофонов или даже цифровых записывающих
устройств (CD, DAT-магнитофонов и т.д.), мы немедленно столкнемся с физическими ограничениями
электронной и акустической технологии воспроизведения звука.
Рис. 1: Динамический диапазон различных устройств
Используемый динамический диапазон электроакустического оборудования ограничен нижним и верхним
пределами. Термальный шум электронов в компонентах оборудования дает в результате слышимый
уровень шума, таким образом представляя собой нижний предел диапазона передачи. Верхний предел
ограничен уровнями внутренних рабочих напряжений; при их превышении возникает слышимые искажения
сигнала. Хотя теоретически используемый динамический диапазон находится между этими двумя
пределами, на практике он оказывается значительно меньше, так как во избежание возникновения
искажений звукового сигнала при возникновении внезапных пиковых уровней должен быть оставлен
определенный запас по перегрузке. Он составляет обычно 10-20 дБ. Снижение рабочего уровня
увеличивает запас по перегрузке. Однако, в то же время соответственно увеличивается уровень
собственных шумов программного материала.
Рис. 2: Интерактивные отношения между рабочим уровнем и запасом по перегрузке
Таким образом, для достижения оптимального качества передачи сигнала необходимо удерживать рабочий
уровень как можно более высоким, в то же время не рискуя исказить сигнал. Можно еще более улучшить
качество передачи, постоянно отслеживая программный материал и вручную регулируя уровень при
помощи фейдера. В тихих местах чувствительность повышается, в громких - снижается. Понятно, что
подобный способ довольно-таки ограничен: практически невозможно быстро реагировать на пики сигнала.
Таким образом, возникает нужда в использовании быстродействующей системы регулировки
чувствительности, постоянно отслеживающей уровень сигнала и регулирующей чувствительность для
максимизации соотношения сигнал /шум без искажений сигнала. Подобное устройство называется
компрессор или лимитер.
2.1.3 Компрессоры / лимитеры
Измерив динамический диапазон музыкальных инструментов в концертных ситуациях мы обнаружим, что
возникающие предельные амплитуды часто приводят к перегрузке устройств обработки сигнала. Эти пики
сигнала могут привести к серьезным искажениям, особенно в радиовещании. Во избежание подобных
5

Содержание

Скачать